ВСД и панические атаки

Скажите, а можно ли при ВСД вылечить панические атаки, или хотя бы их уменьшить. Ольга

Можно! Но, если позволите, сначала я постараюсь раскрыть этот вопрос более подробно. Вегето-сосудистая дистония (ВСД) – очень неприятное заболевание (знаю по себе). При этом оно имеет свойство со временем усиливаться. Обычно мы начинаем всерьез беспокоиться, когда на нас накатывает так называемая паническая атака, которую очень легко перепутать с сердечным приступом.

Паническая атака – это состояние, при котором в кровь резко поступает большое количество адреналина. Харатерные симптомы при «передозировки» адреналина:

  • слабость
  • дрожь
  • комок в горле или груди
  • учащенное сердецбиение
  • чувство жара или холода.

Самое неприятное, что все это сопровождается сильным чувством страха, которое само по себе может вызвать следующую волну паники. Либо само воспоминание об этих ощущениях может привести к кризису. Конечно, от этого не умирают, но в таком состоянии легче от этой мысли не становится.

Насколько я знаю, современная медицина не может справиться полноценно с этим заболеванием. Поэтому практически всегда рекомендуется именно психотерапевтическая помощь. Или, скажем так, комплексный подход, который должен совмещать здравый смысл (здоровый образ жизни), медицину и психологию.

Медики считают, что в основе вегетативной дистонии лежит наследственная дисфункция специфических вегетативных центров головного мозга. И симпотомы этих нарушений проявляются уже в детстве – когда дети часто капризничают, болеют и быстро устают от физической или эмоциональной нагрузки. В последствии это особенно проявляется  в периоды повышенной нагрузки на эндокринную (гормональную) систему человека – в подростковый возраст и период климакса. Т.е. могут быть люди, по своим физиологическим особенностям более предрасположенные к ВСД.

Еще одна серьезная предпосылка, теперь психологическая, вызывающая это заболевание – это сила воли человека. Замечено, что чаще страдают люди, которые не проявляют эмоций, сдерживают себя, умеют заставлять себя «через не могу». Не пережитые, не проявленные и не отреагированные эмоции накапливаются в нашем бессознательном и, в какой-то момент, совершенно незначительный стимул извне может заставить накопленное возбуждение выплеснуться в виде панической атаки.

В принципе, до этого уровня проблемы, человек еще может обойтись собственными силами.
Для этого надо:

* начать вести более здоровый образ жизни – меньше алгкоголя и сигарет, соблюдение режима в питании и сне, больше свежего воздуха и солнца и т.д.
* обязательно сходить к врачу – чтобы исключить (или подтвердить) чисто медицинскую причину. Все таки, схожие симпотомы могут быть, например, при определенных заболеваниях надпочечников или при эпилептическом приступе. Поэтому желательно пройти определенные обследования.
* попросить врача, чтобы он выписал какие-то транквилизаторы (феназепам, реланиум и т.п.) и всегда носить их с собой.
* заняться спортом (плаванье или практически любая физическая нагрузка) и освоить какую-нибудь дыхательную медитативную технику (что-то из йоги).
* делать различные расслабляющие процедуры – ванна, массаж, баня и т.п.
* начать проявлять свои эмоции – причем, как «положительные» (смех, радость), так и «отрицательные» (печаль, горе, разочарование и т.п.)

Здесь я предложил действия, которые совмещают медицину и «здавый смысл». Правда есть некоторые нюансы. Научиться проявлять свои эмоции самостоятельно очень сложно. Поэтому если вы чувствуете, что причины скорее в этом, то лучше уже начать искать хорошего психотерапевта.

Второе – касательно «транквилизаторов» – практически всегда медики «советуют» пройти курс лечения, мол «попейте месяц (два, полгода, год!) антидепрессанты и все пройдет». Нет, не пройдет! Запомните – лекарства  не лечат причины панических атак, а только уменьшают или устраняют на время их симптомы. Как правило, только на время их приема.

При этом, медикаментозное лечение создает новые проблемы, такие как:

  1. при длительном употреблении антидепрессантов человек несколько теряет свою « самость» (становится хоть чуть-чуть, но другим – эмоционально и интеллектуально).
  2. как правило, после окончания курса, атаки возвращаются
  3. за время курса человек привыкает к лекарствам и требуется уже устранять зависимость и последствия их приема.

Поэтому желательно пропить очень краткосрочный курс, в зависимости от ситуации до 1-2 недель (чтобы снять острые симптомы) и делать это параллельно с консультациями у психотерапевта. Но! Всегда носите лекарства с собой – это очень важный поддерживающий фактор. Когда вы знаете, что в любой момент можете выпить таблетку и все пройдет, то это знание само по себе успокаивает. Могу сказать, что у меня в портмоне лежал реланиум еще несколько лет после последнего приступа. И еще (может это кому-то поможет) – параллельно со всеми перечисленными процедурами я обратился за помощью к хорошему гомеопату и, возможно, это также дало свой эффект.

Т.е. если ваше самочувствие дошло до такого состояния, когда вам прописывают курс лекарств, то уже на этом этапе есть смысл совместить медикаментозное лечение с психотерапевтической поддержкой. Конечно, вы можете подождать, пока закончится курс и приступы начнутся снова. Но при этом потеряете драгоценное время и процесс выздоровления будет более сложный.

И теперь, наконец, о том, когда без психотерапевта обойтись невозможно. В моей практике, если человек обращался с такими жалобами, то ВСЕГДА была какая-то травмирующая ситуация. Т.е. на фоне физической усталости и эмоциональной перегрузки, которые сами по себе могут вызвать ВСД (но с этим живут множество людей), происходило какое-то событие, которое становилось «спусковым крючком». Как правило, это сильное эмоциональное переживание, иногда сопровождаемое физическим воздействием и обычно неожиданное. Например, автоавария, нападение грабителя, попытка изнасилования, агрессия, смерть близкого человека, драка, сильная ссора, увольнение и т.п.

Все это можно назвать психологической травмой. Причем часто человек не связывает то, что с ним тогда произошло со своим нынешним состоянием. И здесь как раз нужна помощь психолога, который сможет найти настоящую причину и с помощью определенных методик разрешит ее. Для этого существуют определенные техники по работе с травмами.

И могу сказать, что для достижения результата обычно достаточно 4-8 недель. Т.е., отвечая на ваш вопрос, Ольга, говорю еще раз, что психотерапия с этим может справится. Я специально даю достаточно подробный ответ, чтобы вы могли увидеть, в каком месте «находятся» сейчас ваши отношения с ВСД. И требуется ли вам помощь психотерапевта или можно обойтись другими средствами. Поэтому постарайтесь проанализировать свою «историю болезни» — входите ли вы в группу риска? Когда это проявилось в первый раз? Что важного происходило в вашей жизни в этот момент или чуть ранее (в течение года до приступа)? Как развивается болезнь, в какие моменты проявляется, как часто, что сейчас обычно является причиной? И т.д.

P.S. Очень важно не «запустить» это заболевание. Чем раньше человек начнет лечение, тем быстрее и эффективнее можно справится с болезнью. И, как я уже сказал, травма имеет свойство «расширяться».

У меня была клиентка, которая пришла с жалобой на то, что уже несколько лет боится летать в самолете. Покупает билеты в отпуск и за неделю до отлета начинает плакать, перестает есть и спать. Ей было страшно даже думать о полете и в итоге несколько лет без отпуска. В этот раз у нее были билеты через 2 или 3 недели.

В результате работы мы вышли на то, что лет 10 назад на нее напали в подъезде – ударили сзади и ограбили. Вроде все без особых последствий. Но через некоторое время она стала бояться заходить в подъезд, потом подходить к дому, еще через время –  оставаться одна дома. И со всем этим она «нормально» научилась справляться. Нормально в кавычках потому, что она находила способы адаптироваться под эти новые обстоятельства. И делала это неосознанно, неспециально. Т.е. в подъезд она всегда «случайно» заходила с кем-то из соседей или ее встречал муж. В доме всегда кто-то был – ребенок, гости или родственники, либо у нее «находились» дела, чтобы выйти с кем-то и не оставаться дома одной. И так далее...И все это вопринималось нормально. Вот только было жалко, что никак не получалось отдохнуть в теплых краях. Что и привело ее ко мне. В результате нашей работы, через 3 недели я получил смс из Турции со словами благодарности.

Поэтому не опускайте руки – это заболевание излечимо. Если вы хотите более конкретные рекомендации именно по вашему случаю, то опишите, пожалуйста, более подробно свою ситуацию и процесс развития болезни.

19.02.2011   Рубрики: Вопросы - Ответы: он-лайн консультация

21 комментарий

  1. Константин - 20.02.2011

    Здравствуйте! А могут возникать приступы из за шейного остеохондроза?

  2. Vlad - 21.02.2011

    Скорее так — такие симптомы остеохондроза, как головокружение, слабость, онемение пальцев, боль под лопаткой и некоторые другие легко можно перепутать с приступом. Что может вызывать чувство страха и этим еще более ухудшать состояние. Также похожие симптомы могут быть при межреберной невралгии или перепадах давления. Поэтому я и писал, что необходимо обязательно пройти медицинское обследование, чтобы понять, какое заболевание может вызывать эти симптомы.

  3. Алеся - 10.02.2012

    Здравствуйте!У меня такая ситуация: в последнее время резко ухудшилось здоровье, а именно часто испытываю тошноту, головные боли, обморочное состояние (кратковременное), учащенное сердцебиения. Около месяца назад я очень сильно перенервничала, пошла в аптеку за лекарством и мне там стало плохо (те же симптомы,что описала выше) — тогда такое случилось впервые. С тех пор иногда бывают головные боли, учащ. сердцеб., но оно проходит быстро, после испытываю слабость, упадок сил. Сегодня снова такое случилось, в метро, когда выходила с него, стало очень плохо, невозможно было себя контролировать, началась тошнота, тяжело дышать, ноги подкашивались,я решила вернуться домой. Что это за периодические симптомы, могут ли они быть связаны с перенесенным стрессом, почему возникает такое состояние? Еще в последние три года практически не занимаюсь физкульт., может ли это послужить причиной? Хочу пойти к врачу, но не знаю к какому именно обратится, еще если неправильный диагноз поставят...!Подскажите пожалуйста, что это может быть!?Я уже начинаю паниковать, когда возникает такое состояние, страшно выходить из дому ! (беременность сразу исключается),наверное у меня панические атаки!?

    Спасибо!

  4. Vlad - 13.02.2012

    Здравствуйте, Алеся! То, что вы описываете, очень похоже на симптомы панической атаки. Но причины могут быть самые разные. Возможно это связано с общим переутомлением, стрессом или какой-то конкретной ситуацией. Но могут быть и физиологические причины. Поэтому я бы рекомендовал для начала сходить к эндокринологу (проверить, не гормональный ли это сбой) и сдать общие анализы (кровь и т.д.), это может быть, например, при проблемах с сахаром. И параллельно найти хорошего психотерапевта, который работает с тревожными состояниями. Вы можете не стесняться — так и спрашивать, есть ли у специалиста такой опыт и насколько успешный. Самое главное — постарайтесь не затягивать! Чем дольше и глубже это состояние будет вас затягивать, тем тяжелее потом справиться. Удачи вам!

  5. Ксения - 15.07.2012

    Здравствуйте. У меня уже два года панические атаки, лечилась паксилом, пыталась заниматься спортом, ходила на лечебный сон к своему психотерапевту, но все бесполезно. Теперь боюсь дома одна оставаться, ездить за рулем, перечислять долго. У меня песок в почках, и врачи предполагают хран. пелонефрит, может это состояние от этого. Мне очень тяжело с этим жить! Я стала много плакать и замкнутой. У меня двое детей и мне 30 лет, а я все время в этом состоянии и ничего не могу сделать..............

  6. Vlad - 18.07.2012

    Добрый день, Ксения!

    Чем больше я работаю с такими состояниями, тем больше убеждаюсь, что такие болезни не приходят «просто так». Всегда есть какая-то важная причина, которая запускает этот процесс. Поэтому, проанализируйте, что такого особенного происходило в вашей жизни где-то за полгода-год до начала панических атак? Или, может быть, какие-то изменения в вашей жизни назрели и могут (должны) произойти?

    Болезнь всегда несет, так называемую, вторичную выгоду. Т.е. как бы плохо человеку не было, от своего болезненного состояния он получает некую пользу. Может быть она заставляет «посмотреть» на что-то или, наоборот, отвлекает внимания от чего-то другого, еще более тяжелого. Например, пока человек «занят» своим здоровьем, ему не надо решать какую-то другую проблему, в которой может быть и нет «хорошего» решения. Либо только в таком состоянии он может позволить себе быть «слабым» и что-то таким образом получать от близких. Либо не делать что-то, на что нет ни сил, ни желания и т.д.

    По моему опыту, у всех клиентов с аналогичным запросом предстояло некое серьезное событие, которое могло сильно изменить жизнь – развод с мужем, выбор между своей личной жизнью и интересами близких, смерть кого-то из родственников и т.д. Но «все имеет свою цену», поэтому часто перед сложными жизненными выборами, когда человек не знает, что будет правильно, он «выбирает ничего не выбирать». А болезнь – самый простой способ ничего не делать…

    К сожалению, на уровне «головы» или с помощью силы воли, от страха или болезни избавиться невозможно. Ее можно только принять. Для этого надо увидеть и понять, для чего она «пришла». Иногда с этим можно справиться самостоятельно…

    Я не знаю, насколько это про вас. На возникновение страхов могут влиять многие вещи, в том числе, страх может быть и «перенятым» от кого-то из предков. Или травма, насилие и т.п. Для того, чтобы это понять, надо видеть общую картину…

    Два года это уже достаточно серьезный срок, поэтому лучше Вам не затягивать. Тем более, что этому состоянию свойственно прогрессировать. Я бы рекомендовал найти хорошего психотерапевта, который работает со страхами. Не знаю, из какого Вы города, но попробуйте обратиться к системному расстановщику – этот метод позволяет быстро понять причину и найти решение.

  7. ольга - 05.08.2012

    У меня тоже самое!!!!Не знаю что делать!!!Уже прошла 3 курса лечения,теперь капельницы............

  8. Vlad - 06.08.2012

    Ольга, попробуйте найти в своем городе расстановщика. Может быть, благодаря этому методу получится определить причину Вашего состояния. Тогда будет понятней, что надо делать дальше. И похоже, что в вашем случае все таки стоит пройти медикаментозный курс...

  9. Настя - 26.06.2013

    Здравствуйте! Хочу написать о своей проблеме. Уже четыре года, как мне на рынке стало плохо и после этого поставили диагноз ВСД. Я начала бояться выходить из дома. Начались панические атаки, что я задыхаюсь, тело, как проваливается и боязнь умереть. Подскажите, как мне с этим бороться? Или есть возможность от этого избавиться? Каким образом? Заранее вам спасибо)

  10. Vlad - 26.06.2013

    Здравствуйте, Анастасия!

    Хорошо понимаю ваше состояние, но, к сожалению, посоветовать что-то конкретное в такой ситуации невозможно. Причина возникновения ВСД и панических атак, как правило, имеет комплексный характер. Т.е. одновременно есть физическая слабость или усталость, эмоциональные сложности и обычно произошла (или должна произойти) некая ситуация, которая может сильно изменить жизнь (смена места жительства или работы, развод, смерть кого-то из близких и т.д.).

    Могу сказать однозначно — такое состояние лечится. Но и лечение должно быть комплексное. В первую очередь необходимо изменить образ жизни. Во вторую — найти хорошего психотерапевта, который специализируется на работе с ВСД. И пройти курс, иногда может быть достаточно 2-3 консультации.

    Если ваше состояние не очень критическое, я бы не рекомендовал прибегать к психотропным веществам (антидепрессантам). Если вы что-то пьете и надеетесь, что «все пройдет», то важно помнить — лекарства снимают симптомы, но не лечат причину.

    Я недавно написал еще одну статью на эту тему (чуть более конекретную). Почитайте ее www.rasstanovki.lv/2013/0...icheskix-atakax/. И желаю вам удачи!

  11. Екатерина - 06.08.2013

    Добрый день. Спасибо Вам Влад, вы очень подробно отвечаете.

    Можем дадите мне совет, как мне быть.

    ВСД мне ставили с детства, сейчас мне 42 года, первый раз ПА была через полгода после родов16 лет назад (совпало много неприятных факторов смерть мамы, дефолт, отсутствие помощи и еще свекровь переехала к нам, мы с ней не ладили и предполагаю гормональный сбой тоже имел место) — серцебиение, жар, озноб, страх смерти.

    Была в клинике Неврозов на дневном стационаре ( без медикаментоВ,групповая терапия, массаж, психолог, водные процедуры, витамины, как экстренная помощь — финазепам (практически не использовала. Помогло очень хорошо (паники конечно совсем не ушли, но были редкими и я их не боялась. лет через 5 вообще про них забыла, если что-то и было, то очень краковременное и не сильное). Вот сейчас опять вернулись, год был очень тяжелый увольнение с работы, метания и т.д. В июне попала в кардиологию (оказалось защемление корешков, сделали ренген- смешение С5-С7 шейного отдела) сердечной поталогии в итоге нет, после больницы пришла паника , я еще решила и давление померить 170/110, вызвала скорую, выпила валосердин — давление 140/90, и так 3 раза за неделю, пока доктор не посоветовал в 12 больницу пойти. пошла, от медикаментов отказалась, 2 недели обследовали, ходила на групповые занятия, мануал, массаж, психолог — на крыльях летала, пока не попала иголки — прям там и пошла паника и причем сильная, уговорили лечь в стационар и попить таблетки, но не могу и не хочу их пить и боюсь — я аллергик, пока 2 дня назначили алпразолам — я попила — чувствую себя спокойнее, но начала чесаться(видимо аллергия пошла) и сейчас предлагают Эглонил — но побочек у него масса. Хочу отказаться, в принципе психолог меня заверил, что справимся без лекарств, а психиатр говорит, что нет. Как Вы считаете возможно справиться без медикаментов.

    Спасибо

  12. Vlad - 09.08.2013

    Здравствуйте, Екатерина!

    Очень сложно в такой ситуации порекомендовать что-то однозначно… Сам я сторонник того, чтобы обходится без медикаментозного лечения. Но бывают случаи, когда оно необходимо – если состояние слишком болезненное. Тогда можно попить что-то 2-3 недели, чтобы стать более-менее дееспособным.

    Если курс больше, то происходит привыкание, симптомы уменьшаются, но проблема не решается. А это как раз самая главная задача – решить ту ситуацию, которая привела к болезненному состоянию. Иначе не важно – «мануал, массаж, психолог» или лекарства – все это лишь «поддерживающая» терапия. И как только она прекращается или жизнь становится более стрессовой – все возвращается. Причем, часто в более сильной форме.

    Поэтому, если Вам совсем тяжело, то можно что-то попить и сразу ищите хорошего психолога, который специализируется на ВСД. Психотерапия вполне успешно это лечит, но очень многое зависит от специалиста. Многое, но не все, потому что у каждой болезни обычно есть вторичная выгода и тогда для человека болеть оказывается в чем-то лучше, чем быть здоровым. И с этим надо разбираться в первую очередь.

    Плюс, по моим наблюдениям, если болезнь приобретает хроническую форму – обычно есть некая системная причина. Поэтому при выборе психолога ориентируйтесь не на «разговорные» подходы, а, например: системный психотерапевт (расстановщик), телесный психотерапевт, специалист по работе с травмами (в т.ч. с травмой рождения).

    Желаю Вам удачи!

  13. aleksandr - 30.08.2013

    Добрый день у меня такая ситуация! я на протяжении последних 1,5 лет залез в долги и должен платить кредит, как бы сумма не заоблачная,но никак не получается отдать. Если отдашь,то сразу приходится брать заново,так как кредитов набрано много где, и об этом никто не знает,кроме моей девушки! но на меня это все жутко давило,+еще проблемы с учебой и девушкой иногда. мне 24 года и случилась такая ситуация что вот в июле я последнее время как бы не высыпался и как то в машине ехать за рулем стало не удобно(начал как бы задыхаться) и стал появляться страх из за не понимания что происходит! потом раз было что ночью не мог заснуть и в голову лезли разные мысли мол все так плохо,посорился с девушкой еще, и как то после того как 3-4 часа не смог заснуть мне стало плохо и забилось сердце и тут пошел страх что умру ,вскочил облился водой,мама дала валерьянки и вроде отлегло. Затем опять начал чуствовать что не хватает воздуха когда еду в машине или транспорте и пугался что такое не понятное. В машине ездил чтоб было больше воздуха с открытыми окнами и тут меня еще продуло(так как когда воздуха не хватало,то потел) начал кашлить и заложило бронхи,пошел сделал рентген в итоге бронхит,думаю ну ничего страшного! выписала мне врач антибиотики и тут на второй день меня просто пробрало и я сидел в туалете 2 часа(видимо не подошли антибиотики) и мне было так плохо,такое чуство что мне всю систему пищеварения промыло и обезвоживание началось и сердце вырывалось из груди! и потом начало шалить сердце и все органы вместе,уже 2 недели! прочетал книгу о всд(курпатова) стараюсь не нервничать. но как начнешь переживать,то сразу все системы шалят! что делать не знаю! думаю всд?

  14. aleksandr - 30.08.2013

    к вам с всд если что,то можно прийти на консульацию?

  15. Vlad - 02.09.2013

    Добрый день, Александр! Да, симптомы похожи на проявление ВСД. По крайней мере присутствует все то, что вместе обычно ее вызывает — эмоциональное перенапряжение, физиологические нарушения, сложности в отношениях и т.д. Есть смысл обратиться к психотерапевту, чтобы по возможности решить психологические проблемы. Если вы из Риги, то можно ко мне или к кому-то другому. Но в первую очередь я рекомендую вам заняться свои желудком. Каким бы странным не показался совет, но, во-первых, это в ваших силах. Во-вторых, когда система пищеварения будет функционировать хорошо — это сразу отразится на общем самочувствии. Но и остальное (девушка, кредит) не запускайте — в принципе это решаемо.

  16. Юлия - 27.11.2013

    Добрый вечер Влад. Скажите,как можно попасть к Вам на прием? Я из Риги.Никак не могу найти хорошего специалиста.

  17. Vlad - 27.11.2013

    Здравствуйте, Юлия! Вы можете написать на почту vlad.syritsa@gmail.com или позвоните +37129120380 и мы договоримся о встрече. Влад

  18. еленa - 21.11.2014

    У меня все началось 04 сентября 2013 году. Резко стало плохо. Сильный жар,потемнение в глазах,онемение рук,ног, языка. Привезли на скорую оказалось давление 180.давление сбили и после открылась рвота,понос.положили в больницу,две нед.пролежала ничего не нашли,выписали.Через две недели опять положили.И вот после этого криза началось-тряска,головные боли,тошнота,периодически рвота.,головокружение,предобморочное состояние-и все это сопровождается страхом не понятным. Врачи поставили ВСД.Ещё ко всему этому температура 37-37.6всю обследовали ничего нет-здорова.что это может быть?

  19. Vlad - 21.11.2014

    Извините, Елена, я не знаю, что это может быть. Тут может иметь важное значение любая информация — ваш возраст, события непосредственно перед первым приступом, что важного происходило в течение года до и какие изменения ожидались и могли произойти в течение года после и т.д.

    То, что вы описываете указывает на очень сильную соматическую реакцию организма. Часть симптомов совпадает с ВСД, но такие, как рвота, понос и повышенная температура не очень типичны. Это скорее характерно при очень сильном приступе страха или отвращения. Но говорить о психосоматике можно только при условии, что нет прямой физиологической причины, например, отравление организма. Поэтому я бы рекомендовал продолжить обследования у разных врачей. В том числе у психотерапевта, работающего со страхами и ВСД. Тянуть время смысла нет — прошло уже больше года. Желаю вам здоровья!

  20. Виктория - 16.09.2016

    Влад, добрый день.

    Скажите, а были ли в Вашей практике случаи, когда ВСД у человека было более 10-ти лет? И вообще возможно ли такое?

    Потому что у меня все эти симптомы в легкой форме лет с 13-ти, а в затяжной с 16-ти лет. Учитывая, что сейчас мне 23... Или все же я ошибаюсь, и такого не может быть?

    Заранее спасибо за ответ и хорошего дня. 🙂

  21. Vlad - 17.09.2016

    Такое может быть. Просто мало кто может столько терпеть :). Обычно люди очень серьезно реагируют на первый-второй приступ и начинают ходить по врачам и штудировать интернет. Вопрос, когда они доходят до психотерапевта. Многие почти сразу, некоторые через год-три и есть такие, кто через 7-8 лет, когда уже становится совсем невыносимо — попробовали почти все, прошли несколько курсов медикаментозного лечения, но легче не становится.

    Клиентов, у которых это продолжается 10 лет подряд, у меня не было, но уверен, что есть люди, которые живут с этим всю жизнь. От ВСД ведь не умирают, поэтому можно научится как-то жить в таком состоянии.

    Почти всегда первые симптомы проявляются в подростковом возрасте (15-18 лет). Потом обычно проходят, но через несколько лет в какой-то стрессовой ситуации опять обостряются. Это может быть и в 25, 30 или в 40. И тогда уже присутствуют почти постоянно в той или иной степени интенсивности. Но обычно бывают и периоды облегчения, поэтому 10 лет без перерыва — это редкость.

    И вам хорошего дня! 🙂 Берегите себя!

Написать комментарий